Методическая копилка

Учебная программа дошкольного образования

Учебная программа является техническим нормативным актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендации по формам и методам обучения воспитания.

Содержание разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и образовательными стандартами дошкольного образования.

На сайте pravo.by опубликована  учебная программа дошкольного образования

(http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21934601p&p1=1&p5=0)

Образовательные интернет-ресурсы Республики Беларусь

Интернет-ресурсы Республики Беларусь

Официальные Интернет-ресурсы

http://president.gov.by – Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь

http:// www.government.by – Совет Министров Республики Беларусь

http://www.sovrep.gov.by – Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

http://house.gov.by – Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

http://www.belarus.by – Официальный сайт Республики Беларуси

http://www.belta.by – Белорусское телеграфное агентство

http://www.pravo.by – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

http://minsk.gov.by – Минский городской исполнительный комитет

Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь

http://edu.gov.by – Министерство образования Республики Беларусь

http://www.edu.by – Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

http://www.academy.edu.by – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

http://www.adu.by – Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://child.of.by – учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь»

http://mir.pravo.by – Детский правовой сайт

http://npb.unibel.by – сайт Научно-педагогической библиотеки учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

http://mp.minsk.edu.by – Минский городской методический портал

http://mgiro.minsk.edu.by – государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»

www.praleska-red.by – учреждение «Редакция журнала "Пралеска"» 

www.nastgaz.by – учреждение «Редакция газеты "Настаўніцкая газета”»

Методическая литература

Учебно-методический комплекс

как средство модернизации образовательного процесса

 Основной целью развития системы дошкольного образования является обеспечение качественного доступного образовательного процесса. Дошкольное образование представляет собой первый уровень общей системы непрерывного образования, в котором воспитывается ребёнок в период от 2 до 6 лет. Разработка учебно-методических комплексов своей целью имеет создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья, развитие профессиональной компетентности педагога, образование родителей, повышение качества дошкольного образования в целом. Среди факторов, влияющих на качество образовательного процесса, значимым является учебно-методическое обеспечение.

 Сохранение здоровья ребёнка в образовательном процессе учреждения дошкольного образования во многом зависит от его оснащения современными средствами обучения, отвечающими особенностям психики и возможностям дошкольника, обеспечивающими личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, единство подходов семьи и учреждения дошкольного образования, преемственность дошкольного и начального образования. Примерами таких средств обучения являются учебно-методические комплексы, обладающие реальным потенциалом сохранения и укрепления здоровья детей в системе дошкольного образования.

 Целостность образовательного процесса – это единство его целей, содержания, средств и форм организации; возможность создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путем включения в образовательный процесс разнообразных видов деятельности, научно-методическое сопровождение детей дошкольного возраста, в рамках которого закладываются основы развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также для качественного и эффективного перехода на следующий образовательный уровень.

 Реализация названных позиций возможна при условии применения учебно-методического комплекса. УМК – это целостная система учебных изданий с единым замыслом, включая оформительское решение; комплексное методическое сопровождение позволяющее использовать возможности каждого вида учебных изданий, а также гарантирующее взаимосвязь содержания и обеспечивающее полную реализацию учебной программы дошкольного образования. Его использование дает возможность подачи учебного материала и усиления дифференциации, как по содержанию, так и по темпу обучения, что позволяет педагогу обеспечить индивидуальную линию развития каждого ребенка в процессе познания.

 Учебно-методический комплекс – это совокупность средств обучения, предназначенных для ребенка и педагога, органически включаемых в процесс обучения не случайно и изолированно друг от друга, а в определенной системе, взаимосвязано и взаимообусловлено. Каждый компонент комплекса имеет свое особое назначение и выполняет присущую ему функцию, но вместе с тем он направлен на решение общей задачи, стоящей перед всем комплексом. Содержание каждого комплекса имеет двойное адресование: ребёнку и взрослому, и полностью обеспечивает определённый раздел образовательной программы. Оно ориентировано на развитие у дошкольников специальных умений и навыков определённого вида деятельности и творчества, овладение ими полным объёмом знаний, в игровой деятельности, что способствует сохранению их здоровья, эмоционального благополучия, уверенности в собственных силах. Педагогические цели учитывают доступность и лёгкость усвоения материала, продолжительность занятия, не дает эмоционально-физической перегрузки ребёнка в моменты переключения дошкольника на разные виды деятельности. Методика отражает примеры проведения традиционных и новых игровых форм организации образовательного процесса с применением иллюстрированных пособий и тетради для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий, что обогащает детей яркими эстетическими впечатлениями, снимает стресс перед новым знанием. Иллюстративный материал к конспектам занятий, и игровым сюжетам проблемно-творческого характера, сопровождается пиктограммами, что способствует развитию у детей воображения, дивергентного мышления, способности кодирования и декодирования информации, формированию элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности, а также комфортному эмоциональному состоянию, уверенности в своих действиях.

 Учебно-методический комплекс может применяться в учреждении дошкольного образования на разных видах занятий, в свободной художественной деятельности детей в группе, в семье. Родители с помощью пособия могут получать информацию о содержании занятия, его новизне, организовать досуг с ребёнком и его друзьями дома, что приводит к возникновению гармоничных межличностных взаимоотношений. Использование   учебных комплексов в разных видах деятельности создает благоприятные условия для проявления творческой активности педагогов и детей, позволяет повысить качество получаемых детьми представлений, знаний, умений и навыков, определить ориентиры совместной деятельности и общения детей, педагогов и родителей как партнеров.

Система научно-методического обеспечения дошкольного образования в рамках реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании

Система научно-методического обеспечения  дошкольного образования в рамках реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст. 94, ст.150) делится на:

  • учебно-программную документацию образовательных программ;
  • программно-планирующую документацию;
  • учебно-методическую документацию;
  • учебные издания;
  • информационно-аналитические материалы.

Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования (ст.94, ст.151 ) делится на учебные планы (типовой учебный план дошкольного образования, учебный план  учреждения образования, экспериментальный  учебный план, индивидуальный учебный план) и Учебную программу дошкольного образования.

Программно-планирующая документация включает:  Программу развития системы дошкольного образования; годовой план работы учреждения образования; план воспитательной работы и защиты законных интересов детей; индивидуальный план защиты прав и законных интересов  детей,

находящихся в социально опасном положении; план образовательной работы.

Учебно-методическая документация - методики преподавания образовательных областей, методические рекомендации.

Учебные издания - издания, содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного и прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме удобной для организации образовательного процесса (ст.94).

Информационно-аналитические материалы - материалы, содержащие сведения, сравнительную информацию, аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития системы образования (ст.94).

Серия учебных наглядных пособий "Умней-ка"

  Серия учебных пособий "Умней-ка!" рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это использование изготовленных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, которые подходят для кратковременного включения в специально организованную деятельность, для индивидуальной работы и переноса в развивающую среду для свободного пользования.  

 

 

Весёлые игры для развития речи

Автор:

Старжинская Н. С.

Учебное наглядное пособие поможет закрепить у детей 4—5 лет правильное звукопроизношение, развить дикцию, интонационную выразительность речи, познакомить детей со звучащим словом, его звуковым составом, что подготавливает их к усвоению грамоты.Подробнее

Весёлые игры по ознакомлению с природой

Автор:

Петрикевич А. А.

Учебное наглядное пособие поможет воспитать у детей 4—5 лет уважение, интерес и бережное отношение к живому, сформировать у них представления об общих для всех живых существ (человека, животных и растений) признаках, о природных сообществах как домах для животных и растений, о необходимости энергосбережения и т.д.Подробнее

Весёлые игры с линией и цветом

Автор:

Горбатова Е. В.

Учебное наглядное пособие включает игры и игровые задания, предназначенные для обогащения представлений детей 4—5 лет о средствах художественной выразительности (линии, цвете, композиции, ритме).Подробнее

  •  

Весёлые игры с числами и фигурами

Автор:

Житко И. В.

Учебное наглядное пособие содержит развивающие игровые задания для усвоения начал математики детьми 4—5 лет, а также для развития у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей, восприятия, мышления, речи, внимания, наглядности и воображения.Подробнее

Математическая мозаика    Автор:

Житко И. В.

  • Учебное наглядное пособие включает познавательные игровые задания, развивающие интерес к математической стороне действительности.Подробне
  •  

o    Новинка

Речевая мозаика

Автор:

Старжинская Н. С.

Учебное наглядное пособие поможет закрепить у детей 5—6 лет правильное звукопроизношение, развить дикцию, интонационную выразительность речи, познакомить детей со звучащим словом, его звуковым составом, что подготавливает их к усвоению грамоты.Подробнее

o    Новинка

Художественная мозаика

Автор:

Горбатова Е. В.

Учебное наглядное пособие включает игры и игровые задания, предназначенные для обогащения представлений детей 5—6 лет о средствах художественной выразительности (линии, цвете, форме, композиции) и жанрах живописи.Подробнее

o    Новинка

Экологическая мозаика

Автор:

Петрикевич А. А.

Учебное наглядное пособие поможет воспитать у детей 5—6 лет уважительное отношение к природе «в себе» и «вокруг себя», расширить и углубить знания о самоценности и многообразии мира природы, о единстве человека и природы, об общих для всех живых существ признаках, о необходимости энергосбережения и т.д.Подробнее

Серия учебных наглядных пособий "Мир детства"

 Учебно-методический комплекс "Мир детства" предназначается для работы с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста. Педагоги первых младших групп используют развивающие игры из данного учебного комплекса для организации кратковременной, групповой и индивидуальной работы с детьми на протяжении всего дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ведущая роль принадлежит взрослым, которые объясняют игровые правила, показывают пример выполнения игровых действий и сами являются активными участниками игрового общения. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавательные и развивающие игры для интеллектуального развития данной серии педагоги используют как часть занятия, для подгрупповой и индивидуальной работы. Готовя инсценировки и театральные представления, активно используются  игры из пособия "В мире сказок" для закрепления полученных детьми представлений о русских народных сказках и персонажах. В средних и старших группах знакомые детям игры выносятся в развивающую среду для самостоятельной деятельности. Определенные игровые задания используются на занятиях по усвоению нового материала, для систематизации ранее приобретенных представлений, знаний, умений и навыков. В своей работе на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по обучению пению развивающие игры из пособия Анцыпирович О. Н. "В мире музыки" постоянно использует наш музыкальный руководитель. Для удобного использования УМК "Мир детства" педагоги подготовили пособия к работе следующим образом: распределили игры по конвертам, файлам, обозначив название и цель, поместили их в плотные коробки.

Серия учебных наглядных пособий "Страницы родной земли"

Серия учебных наглядных пособий "Мои первые уроки"

 Учебно-методический комплекс "Мои первые уроки" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он доступен и удобен в использовании, так как каждому ребенку предоставляется личное учебно-наглядное пособие и рабочая тетрадь, которые используются педагогами и специалистами в специально организованных видах деятельности и  индивидуальной работе.

Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения. — 2-е изд., перараб. — Минск: Национальный институт образования, 2012. — 184 с.

1.Учебно-методическое пособие «Математический калейдоскоп» входит в УМК «Мои первые уроки», обеспечивает реализацию образовательной области «Элементарные математические представления». Способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста начальных математических представлений, а также развитию первых проявлений математических способностей, психических процессов.
Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования.

По пособию И. В. Житко "Математический калейдоскоп" в зависимости от возможностей детей на занятии педагог может использовать  часть заданий, а часть заданий и обсуждение оставшегося материала проводится в свободное время. Учебно-наглядные пособия и рабочие тетради воспитанников хранятся в развивающем блоке в доступном для детей месте.

2. Пособие Д. Н. Дубининой "Мир вокруг меня". Данный комплекс подходит для проведения итоговых занятий по ознакомлению с окружающим миром. Определенные задания педагоги используют для занятий по подготовке руки к письму, так как пособие содержит разнообразие способов выполнения игровых заданий, таких как закрашивание, рисование по точкам, соединение стрелкой и др.

3. По учебному комплексу "Путешествие в мир музыки" Л. С. Ходоновичработает музыкальный руководитель. Ее работа строится следующим способом. На занятии, используя учебно-наглядное пособие, муз. рук. знакомит детей с определенными музыкальными понятиями, терминологией, а затем в группе проводится работа в рабочих тетрадях, где активным помощником становится воспитатель. Иногда задания выполняются во второй половине дня в индивидуальном порядке.

Рабочие тетради для воспитанников

 В рабочей тетради для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий в свободной художественной деятельности в группе и дома — помещён комплект чёрно-белых рисунков проблемно-творческого характера. Ребёнок не ограничен в представлении результата своей деятельности. В структуре и содержании комплекса открывается возможность специалисту и родителям отследить усвоение ребенком объёма и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь.

 

Новинки учебных изданий для педагогов учреждений дошкольного образования

 

Филипович Н.П. Увлекательное путешествие в страну знаний: Интегрированные занятия по подготовке детей к школе – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008 – 78с.

 

В пособии предлагаются занятия, направленные на формирование у детей умений и навыков, развитие познавательных интересов, мышления, речи, подготовку к обучению грамоте, письму, математике.

Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителям
 

Сборник педагогических сказок. — М.: МГПИ, 2011. — 136 с. 

В сборник вошли сказки, представленные на конкурс, прово­дившийся на сайтах Благотворительного фонда «Кто, если не Я?», Академии родителей и «Педагогического интернет-клуба».

Издание адресовано родителям, педагогам, воспитателям дет­ских дошкольных учреждений, а также студентам педагогических вузов.

 

Новинки

Издательский центр Национального института образования знакомит педагогов с новой учебной литературой.

 

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения «Познание окружающего мира: животные» (Е.А. Стреха) раскрывает содержание работы по ознакомлению детей от 3 до 4 лет с миром животных, способствует формированию гуманного отношения к ним.

 

Учебно-наглядное пособие «Познание окружающего мира: животные» (Е.А. Стреха) включает игровые задания, развивающие у детей от 3 до 4 лет интерес к окружающей природе.

Пособия реализуют задачи образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) и адресованы педагогам учреждений дошкольного образования и родителям.

Авторами учебно-методического пособия для педагогов учреждений дошкольного образования «Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр разработаны примерное тематическое планирование, конспекты занятий, материал для планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности дошкольников.

Содержание пособия направлено на реализацию задач образовательной области «Ребенок и природа» (бразовательные компоненты «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Организм человека»,«Взаимосвязи в природе») учебной программы дошкольного образования в старшей группе (от 5 до 6 лет).

Жила-была сказка

 

Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка «Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй

Навінка

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Аўтары:

Косенюк Р. Р.Недвецкая Т. М.

Картонная папка. 32 карточки + 32 с. Ф. 60х84 1/8. ISBN 978–985–19–1905–1. Арт. 22415

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»).

Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок. Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Рэцэнзенты:

  •  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» В. Н. Шашок;
  •  заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 92 г. Минска» Л. К. Ладутько;
  •  председатель Республиканской терминологической комиссии при НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси А. Н. Булыко (текст брошюры на белорусском языке)

Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка «Колобок»: слушай, рассказывай, играй

Навінка

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Аўтары:

Косенюк Р. Р.Недвецкая Т. М.

Картонная папка. 32 карточки + 32 с. Ф. 60х84 1/8. ISBN 978–985–19–1908–2. Арт. 22418

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»).

Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок. Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Рэцэнзенты:

  •  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» В. Н. Шашок;
  •  заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 92 г. Минска» Л. К. Ладутько;
  •  председатель Республиканской терминологической комиссии при НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси А. Н. Булыко (текст брошюры на белорусском языке)

 

Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка «Курочка ряба»: слушай, рассказывай, играй

Навінка

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Аўтар:

Косенюк Р. Р.

Картонная папка. 32 карточки + 32 с. Ф. 60х84 1/8. ISBN 978–985–19–1906–8. Арт. 22416

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»).

Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок. Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Рэцэнзенты:

  •  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» В. Н. Шашок;
  •  заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 92 г. Минска» Л. К. Ладутько;
  •  председатель Республиканской терминологической комиссии при НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси А. Н. Булыко (текст брошюры на белорусском языке)

 

  • Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка «Репка»: слушай, рассказывай, играй

Навінка

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Аўтар:

Косенюк Р. Р.

Картонная папка. 32 карточки + 32 с. Ф. 60х84 1/8. ISBN 978–985–19–1907–5. Арт. 22417

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»). Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок. Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Рэцэнзенты:

  •  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» В. Н. Шашок;
  •  заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 92 г. Минска» Л. К. Ладутько;
  •  председатель Республиканской терминологической комиссии при НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси А. Н. Булыко (текст брошюры на белорусском языке)

Жила-была сказка. От 1 года до 3 лет. Сказка «Теремок»: слушай, рассказывай, играй

Навінка

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Аўтары:

Косенюк Р. Р.Недвецкая Т. М.

Картонная папка. 32 карточки + 32 с. Ф. 60х84 1/8. ISBN 978–985–19–1909–9. Арт. 22419

Учебные наглядные пособия «Жила-была сказка…» предназначены для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Приведенный в пособиях материал направлен на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательные области «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»). Каждая папка содержит методическое пособие, представленное в виде книги-«перевертыша» на русском и белорусском языках, и набор карточек с яркими иллюстрациями к сказке и играм. Подробные рекомендации по проведению каждого занятия позволят эффективно организовать работу с детьми и познакомят их с удивительным миром сказок. Рекомендуются для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Рэцэнзенты:

  •  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» В. Н. Шашок;
  •  заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 92 г. Минска» Л. К. Ладутько;
  •  председатель Республиканской терминологической комиссии при НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси А. Н. Булыко (текст брошюры на белорусском языке)

Аттестация педагогических работников

 

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее – ИП), в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

(По материалам ИНСТРУКЦИИ о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования))

 

Нормативные правовые документы

 подробнее смотреть здесь: http://www.academy.edu.by/semenarikonfer/973.html

Самообразование

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования ориентирована на:

-развивающиеся потребности личности, общества, государства;

-расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.

Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому методист должен организовать работу так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Воспитатель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Качество образовательного процесса напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п.) . Как организовать методическую работу по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Темы выбраются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы:

- чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, мною проведено анкетирование «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;

- для обеспечения эффективности своей деятельности педагогом разрабатывается план деятельности с учетом уровня его профессионализма;

- для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете выставлены работы других педагогов;

- каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на разных уровнях;

- на определенных этапах реализации темы самообразования отслеживается, анализируется и корректируется деятельность педагога.

Тематикой самообразования являются:

- одна из годовых задач учреждения образования;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Созданы условия для работы воспитателя по самообразованию:

• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки;

• материалы из опыта работы;

• тематические стенды консультации

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становиться стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Как совершенствовать свои знания?

         Профессия воспитателя дошкольного образования очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.

Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

Основные направления самообразования воспитателей:

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов
-Педагогический совет
. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.

-Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.

-Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.

-Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей —  заместитель заведующего по основной деятельности, который  может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. К  проведению консультаций могут привлекаться специалисты: педагог- психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

-Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.

Изучение педагогического опыта. 

Включает в себя:

-изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.).

 

Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является

-ведение «Методической папки воспитателя».

-посещение открытых занятий

-презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.

 

План работы по самообразованию

 

План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы.

 План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

  • Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  • Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  • Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  • Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  • Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  • Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  • В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  • В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  • Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  • Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

 

Темы по самостоятельному образованию

Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения».

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

  • Каждый учебный год новая тема.
  • Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.

Молодым специалистам:

  • Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
  • Развитие педагогического мастерства

 

Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
  • Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.
  • Организация образовательного процесса

«А знаете ли вы, что педагог профессионально может развиваться только в том случае, если в учреждении образования созданы все условия для этого?»

Новые знания педагог может получать разными способами. Хорошо, если дошкольное учреждение направляет на курсы в институт. Результативна собственная система повышения квалификации воспитателей, функционирующая в виде регулярного обучения воспитателей на базе дошкольного учреждения («академии», «школы воспитателей»). Но без личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть стать им.

Советы педагогам, занимающимся самообучением

  • Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
  • Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
  • Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
  • Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
  • Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.

     

Особенности организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования.

     Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования.  Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных,  кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др.  Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям.   Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей воспитанников.

    Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

     Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы  дошкольного образования – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний и умений:

· учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов,

· основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса,

· дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на воспитанников через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности,

·    нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

  Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

     В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие принципы:

1. Систематичность и последовательность воздействия на воспитанников через разные виды деятельности.

2.  Повторность и усложнение материала.

3.  Вариативность выполнения заданий воспитанников.

4.  Взаимосвязь всех видов деятельности.

5.  Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:

- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);

- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности с взрослым);

- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);

- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);

- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);

- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);

- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.

    Так же организация образовательного процесса должно отвечать ряду требований:

- соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов;

- быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования;

- соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), отражать специфику учреждения дошкольного образования;

- соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

   Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

 Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

 Не регламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, с его участием, так и при его косвенном руководстве.

   При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей воспитанников и решения конкретных образовательных задач.

 

 Литература.

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З.

2.Образовательные стандарты дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г.  № 146.

3.Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133.

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

5.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».

6.Интернет -ресурсы: http://edu.gov.byhttp://www.academy.edu.byhttp://mgiro.minsk

  • Наглядное моделирование, как средство формирования экологических представлений воспитанников
  • Образовательная область "Человек и природа"
  • Отчет из опыта работы.
  • Автор: Грушевская В.В., Мороз Т.П.
  • скачать / посмотреть (pptx - 9,7 МБ)