Методическая копилка

Особенности организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования.

 

Особенности организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования.

     Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования.  Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных,  кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др.  Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям.   Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей воспитанников.

    Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

     Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы  дошкольного образования – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний и умений:

· учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов,

· основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса,

· дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на воспитанников через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности,

·    нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

  Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

     В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие принципы:

1. Систематичность и последовательность воздействия на воспитанников через разные виды деятельности.

2.  Повторность и усложнение материала.

3.  Вариативность выполнения заданий воспитанников.

 

4.  Взаимосвязь всех видов деятельности.

 

5.  Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:

 

- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);

 

- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности с взрослым);

 

- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);

 

- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);

 

- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);

 

- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);

 

- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.

 

    Так же организация образовательного процесса должно отвечать ряду требований:

 

- соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов;

 

- быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования;

 

- соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), отражать специфику учреждения дошкольного образования;

 

- соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

 

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

 

   Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

 Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня 

распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

 

 Не регламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, с его участием, так и при его косвенном руководстве.

 

   При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей воспитанников и решения конкретных образовательных задач.

 

 Литература.

 

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З.

 

2.Образовательные стандарты дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г.  № 146.

 

3.Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133.

 

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

 

5.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».

 

6.Интернет -ресурсы: http://edu.gov.byhttp://www.academy.edu.byhttp://mgiro.minsk

Самообразование

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования ориентирована на:

-развивающиеся потребности личности, общества, государства;

-расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.

Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому методист должен организовать работу так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Воспитатель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Качество образовательного процесса напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п.) . Как организовать методическую работу по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Темы выбраются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы:

- чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, мною проведено анкетирование «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;

- для обеспечения эффективности своей деятельности педагогом разрабатывается план деятельности с учетом уровня его профессионализма;

- для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете выставлены работы других педагогов;

- каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на разных уровнях;

- на определенных этапах реализации темы самообразования отслеживается, анализируется и корректируется деятельность педагога.

Тематикой самообразования являются:

- одна из годовых задач учреждения образования;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Созданы условия для работы воспитателя по самообразованию:

• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки;

• материалы из опыта работы;

• тематические стенды консультации

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становиться стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

     

  • Наглядное моделирование, как средство формирования экологических представлений воспитанников
  • Образовательная область "Человек и природа"
  • Отчет из опыта работы.
  • Автор: Грушевская В.В., Мороз Т.П.
  • скачать / посмотреть (pptx - 9,7 МБ)
Все статьи

Строка